Огромный айсберг (1270 км) размером с графство Бедфордшир откололся от 150-метровой толщи шельфового ледника Брант, через десять лет после того, как ученые антарктической службы Британии (BAS) впервые обнаружили увеличение трещин во льду.
Шельфовый ледник Брант – это место расположения исследовательской станции антарктической службы Британии (BAS) Галлей. Гляциологи BAS, которые предвидели этот большой откол, говорят, что исследовательская станция от этого пострадать не должна. Команда из 12 человек, которая работала на станции, вылетела оттуда в середине февраля на самолете BAS Twin Otter. Сейчас станция закрыта на антарктическую зиму.
Первый признак того, что этот откол неминуем, появился в ноябре 2020 года, когда трещина, называемая Северным рифтом, направилась к другой большой расщелине рядом с языком ледника Стэнкомб–Уиллс в 35 км отсюда. Северный рифт – это третья крупная трещина в ледяном шельфе, которая активизировалась за последнее десятилетие.
На протяжении января этот разлом продвигался на северо-восток со скоростью до 1 км в день, прорезая 150-метровую толщу плавучего шельфового льда. Наконец, когда трещина расширилась на несколько сотен метров всего за несколько часов утром 26 февраля, случился откол, который освободил айсберг от остальной части плавучего ледяного шельфа.
Гляциологическая структура этого огромного плавучего ледяного шельфа сложна, и влияние такого откола совершенно непредсказуемо. В 2016 году в BAS приняли меры предосторожности, переместив исследовательскую станцию Галлей на 32 км вглубь страны – таким образом эту станцию должны были обойти пути растрескивания «Пропасти 1» и «Хеллоуинской трещины».
С 2017 года персонал пребывал на станции только на протяжении антарктического лета, потому что в зимние месяцы эвакуация была бы затруднена из-за плохого освещения. «Пропасть 1» и «Хэллоуинская трещина» за последние 18 месяцев не увеличились.
Профессор Дейм Джейн Фрэнсис, директор антарктической службы Британии, говорит:
«Наши команды в BAS уже много лет готовятся к отколу айсберга от шельфового ледника Брант. Мы ежедневно отслеживаем процессы, происходящие на леднике, с помощью автоматизированной сети высокоточных GPS-приборов, которые окружают станцию, и измеряем, как шельфовый ледник деформируется и движется. Мы также используем спутниковые снимки ESA, NASA и немецкого спутника TerraSAR-X. Все данные отправляются обратно в Кембридж для анализа, поэтому мы знаем, что происходит с ледником даже в антарктическую зиму, когда на станции нет персонала, ледник окутывает кромешная тьма, а температура опускается ниже -50 градусов по Цельсию (или-58F).
В ближайшие недели или месяцы айсберг может отколоться; или он может сесть на мель и остаться вблизи шельфового ледника Брант. Станция Галлей расположена вдали от всех активно расползающихся трещин, на той части ледяного шельфа, которая остается соединенной с континентом. Наша сеть GPS-приборов предоставляет достаточно информации, поэтому мы можем спрогнозировать, вызовет ли появление этого айсберга какие-то изменения во льду вокруг нашей станции».
Саймон Гаррод, исполнительный директор антарктической службы Британии, добавляет:
«Ситуация динамична. Четыре года назад мы перенесли исследовательскую станцию Галлея вглубь материка, чтобы ее не унесло, когда в конце концов образуется айсберг. Это было мудрое решение. Наша задача сейчас – внимательно следить за ситуацией и оценивать возможные последствия нынешнего откола на оставшийся ледовый шельф. Мы постоянно пересматриваем наши планы на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы обеспечить безопасность наших сотрудников, защитить нашу исследовательскую станцию и поддерживать и дальше ту научную деятельность, которую мы проводим в Галлее».